Музыкально-
просветительный
проект


Моральный Кодекс Русского или Где взять национальную элиту?

Национальное возрождение России не начнётся без морального возрождения, без осознания её жителями своей нравственной основы. Человек - это явление культуры: недостаточно быть профессионалом, налогоплательщиком, носителем паспорта с графой "национальность". Высокая культура всегда национальна по оболочке, но моральна по духу. Мораль - тот "наименьший общий знаменатель", что объединяет людей разных вкусов, разных взглядов и разной веры в единую нацию.

России нужен Русский. Кто это? Это потомок великого народа, построившего не только самую обширную, но и самую нравственную страну - самую человечную и самую героическую. К сожалению, быть самым человечным опасно. Именно в этом причина, почему внешние и внутренние враги растерзали Россию. Но они, несмотря на все их усилия, не смогли убить память о России. Эта память не только жива, но и влечёт тех, в ком живы искры свободы. Именно эти люди построят Россию заново.

К сожалению память может подвести, и ныне многие забыли что значит быть "русским". Кто же такой Русский (именно так, с заглавной буквы)? Тот, у кого русское имя и этничность? Нет! Тот, у кого русские гены и форма лица? Тоже нет! Тот, кто считает себя русским и кого считают русским его друзья? Опять нет! Русский - тот, кто свято чтит Моральный Кодекс Русского. Русская нравственность - квинтэссенция Русского Духа, а Моральный Кодекс - квинтэссенция Русской Нравственности. Русский - это универсальная идентичность, ибо такова исконная русская культура:

"Назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским… может быть и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. ... Ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено." (Ф.М.Достоевский)

"Русский по духу человек - это не тот, кто имеет определенный цвет кожи, этнические корни или цвет волос. Русский человек - это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость." (Л.Н.Толстой)

И это не просто красивые слова. Исторически, Россия на деле объединила самые разные народы, а её элита включала представителей самых разных наций. И большинство честно служили интересам России, ставя объединяющую их русскую идею выше родства, крови и даже веры. Россия выстраивала свой особый мировой проект, проект привлекательный для всех. "Россия" и "Русский" - это всемирный знак, это символ побед, это сильная, "имперская" идентичность.

Моральный Кодекс Русского небольшой. Русскому не нужен многотомный Талмуд и каста толкователей - он хранит Кодекс в своем сердце. Конечно, соблазнительно вписать в Кодекс всё хорошее, что приходит в голову, обрисовать эдакого "идеального" человека - непонятно для кого и для чего. Но это ошибка. Мы уже видели кодексы придуманные мечтателями дабы вдохновить, равно как и кодексы состряпанные подлецами чтобы обмануть. Моральный Кодекс Русского - практичная, рабочая вещь, а не пропитанное пылью украшение красного уголка. Кодекс не касается личной жизни человека - его веры, его привычек, его привязанностей: это всё его личное дело. Кодекс регулирует только публичную, общественную жизнь человека. Кодекс основан с одной стороны на моральной теории, а с другой на русском историческом опыте, и содержит главное - универсальные принципы, делающие человека ответственным гражданином свободного и справедливого общества. Они же сделают русских - как и Россию, которую они рано или поздно возродят - образцом для всех остальных.

Итак:

Кодекс выглядит просто, почти тривиально, но требует глубокого понимания публичной этики - принципов устройства и функционирования общества. Кодекс серьёзно полагается на интеллект, на умение мыслить максимально абстрактно, в терминах "общего" блага (мотив общего блага - как основа социальной спайки, так и сущностный признак свободного разума в противовес эгоистичному рациональному рассудку): в частности, на умение отделить личное от общественного, умение выявить и согласовать интересы и цели, умение договориться несмотря на любые расхождения во взглядах. Поэтому Кодекс не нуждается в толкователях - Русские сами определяют что такое "благо России", "лучший мир", "справедливость" или "свобода". Принципы Кодекса не только способствуют формированию людей высокой морали, но и помогают им cформулировать общие идеалы и ценности и, в конечном итоге, выразить их в виде нового социального проекта. Опираясь на богатства русской культуры, эти люди смогут объединиться и восстановить Россию, построив общество на основе свободы и доверия, а не насилия и вражды. Русская культура, в создание которой вложено столько труда и жертв, имеет всё необходимое для этой задачи.

Русским быть почётно, но трудно. Нынешние русскоязычные обыватели населяющие огромные пространства бывшей Российской Империи, невежественные и бессильные, в массе своей не доросли до этого звания. Эта масса заслуживает своей судьбы, какой бы печальной она ни была. Зачем России люди, которые пекутся только о себе? И при этом не могут не то что её, собственные интересы отстоять? Лучшего будущего заслуживают лучшие люди. Русскую гражданскую нацию предстоит воспитать - просвещением и моральным образованием: именно моральная безграмотность в сочетании с неплохой естественно-научной и специальной подготовкой стала отличительной чертой современного обывателя - дремучего, но бесконечно самоуверенного. Ещё недавно проповедь, разговор о добре и зле, был неотъёмлемой частью повседневной жизни. Ныне этике если и учат, то кое-где и кое-как, понимая под "этикой" что угодно кроме того, что действительно необходимо.

России нужны Русские - люди, для которых этика не отвлеченная философская дисциплина, не пустая болтовня "о всем хорошем", а способ мышления и норма жизни, нужны продолжатели дела национальной элиты, уничтоженной сто лет назад. Ибо сейчас в РФ есть самая разная "элита" - творческая, научная, военная, деловая, даже спортивная. Нет только подлинной, без которой народ, включая его "успешную" часть - покорная масса, стадо без поводыря. Национальная элита - это лучшие не в какой-то прикладной области, а в том что делает человека человеком, нравственный маяк нации.

Нынешний моральный упадок, превращение РФ в культурную колонию Запада - результат не только утраты русской элиты, но и упорной работы врагов, подрывающих нравственные основы общества. Они достигли впечатляющих успехов. Но память о русской культуре невозможно убить. Она придает силы для нового возрождения, а огромный интерес к русской истории показывает, что возрождение не так далеко как кажется. Желательно помнить однако не только героизм и жертвы предков, но и их миролюбие, доброту, справедливость - все это несёт мощный моральный заряд. Сильная идентичность - это моральная идентичность, это то ядро, что объединяло и должно объединить вновь разных людей в одну великую страну. Русским не рождаются, им становятся.

Стать Русским может каждый у кого есть интеллект, желание и воля, ибо каждый может учиться этике, работать над собой и морально расти. В былые времена аристократы выковывали свою честь на полях сражений, но готовили их к этому с пелёнок. Русских пестовать некому, и это, вероятно, к лучшему. Элита, взрастившая себя сама - единственная правильная элита, она не выродится в олигархию, как это произошло с наследственной аристократией. Ведь глупо расчитывать, что кто-то сделает из тебя человека, если ты сам на это не способен.

Как помогает Кодекс? Во-первых, в аспекте теории. Откуда взялись пять принципов Кодекса? Что они означают? Как они работают? На эти вопросы Русский ответит без труда. Во-вторых, на практике. Учиться этике не то же самое, что учить этику. Кодекс требует действий, и Русский не ограничится вопросами, включая поднадоевшие "кто виноват" и "что делать". Даже сейчас, когда новый Русский Проект существует гипотетически, он будет трудиться ради него: возрождать и укреплять русскую культуру, закладывать основы русского гражданского общества, противостоять насаждаемому в РФ скотству и его носителям. У Русского есть цель, он знает зачем живёт. Он не будет бесконечно "читать", время от времени "размышлять", а в остальное время трусливо ждать что ситуация изменится сама - он найдёт способы изменить её. Даже если у него нет никаких талантов, даже если он не умеет вообще ничего, он как минимум будет распространять идеи этики, просвещать знакомых, искать сторонников, налаживать неформальные дружеские связи. Он не станет прикрывать свой страх цинизмом называя этику "утопией" - ибо будущее остаётся утопией пока его не начинают творить собственными руками.

России нужны Русские, и они появятся. Почему я так думаю? Потому что несмотря на культурное и экономическое доминирование Запада у него нет будущего, западный проект, частью которого стала РФ - моральный банкрот. Его "элита" не может предложить никаких новых идей и открыто ведёт человечество к катастрофе за которой последует тотальная диктатура. И это закономерный итог истории Запада, истории угнетения и насилия под прикрытием лживых или ошибочных моральных доктрин. Мыслящим людям просто не остаётся другого выхода, кроме как объединиться на альтернативной духовной основе. И лучше это будет правильная, универсальная основа, уходящая корнями не в религиозные или идеологические догмы, не в племенной или клановый трайбализм, а в русскую моральную философию и в культурную традицию, наиболее полно выраженную в истории России - истории, пусть не всегда удачной, но всегда вдохновляемой идеями лучшего мира, добра и справедливости.

Ждать, пока катастрофа грянет - личное дело каждого. Но тому, кто не желает идти на убой в общем, беспомощном и бесполезном стаде, кто стремится вырасти духовно и стать достойным своих великих предков, так или иначе не обойтись без Морального Кодекса Русского. Миру нужна Россия, а России нужны Русские. И время не ждёт.

Илья Свободин
25.08.2019

Оригинал статьи


В условиях потери общих нравственных устоев - и религиозных, и идеологических - Моральный Кодекс предоставляет ту основу на которой возможно как воспитание новых поколений русских, так и построение свободной России воплощающей в практику моральный консенсус и вытекающий из него общественный договор, теоретически обоснованные в работах И.Свободина. Разработка видения этой новой России - России XXII века, а также стратегии ее построения, должны стать целью всех мыслящих русских людей. И первый шаг на этом пути - распространение идей этики, чему служит настоящий проект.